«Я рад, что впервые в истории премьера мюзикла «Шахматы» состоялась в Москве, и с искренними чувствами благодарности к создателю мюзикла и воодушевлением приветствую вас, дорогие зрители, на этом спектакле», – Анатолий Карпов, международный гроссмейстер, двенадцатый чемпион мира по шахматам, девятикратный обладатель шахматного «Оскара».

Начало 80-х годов XX века. В итальянском Мерано разворачивается история соперничества русского и американского гроссмейстеров на фоне холодной войны между двумя сверхдержавами, СССР и США. Поединок двух систем, двух мировоззрений, сражение Орла и Медведя. Простившись с женой и сыном советский гроссмейстер Анатолий Сергиевский отправляется на чемпионат мира по шахматам. Жители Мерано под руководством мэра предвкушают большую игру и солидные прибыли от туристов. Действующий чемпион мира Фредди Трампер узнаёт из газет, что симпатии болельщиков на стороне Сергиевского, и приходит в ярость. Уговоры его секунданта и возлюбленной Флоренс Васси не нападать публично на оппонента из СССР, тщетны. Таинственный секундант русского шахматиста Молоков, преследует собственные цели. Большая игра – и две женщины, которые неожиданно меняют весь её ход. Эмоциональный накал происходящего на сцене захватывает с первых минут: любовь и ненависть, победы и поражения, преданность и предательство, всемирное признание и полное одиночество.

Путь к российской постановке «Шахматы» занял несколько десятилетий. В СССР в 80-е годы шахматы были под запретом. Официальных изданий «рок-оперы про предателя-невозвращенца» не было, а заказанные за рубежом пластинки изымались прямо на почте. Однако, несмотря на цензуру и то, что корреспондент «Комсомольской правды» побывав на спектакле в Лондоне, называет его авторов «злобными пасквилянтами», запись шахмат всё же пробивает железный занавес, а ковёр на главный хит One Night In Bangkok в исполнении Сергея Минаева со строчкой «Внутри Бангкока множество порока» надолго прописывается на советских дискотеках… Но проходит время, открываются границы, меняется политика, самосознание. У каждого из тех, кто был причастен к современной постановке, была в прошлом своя отправная точка, свой собственный путь, и местом назначения и временем встречи стали театр МДМ и 2020 год.

Едва переступив порог театра, зритель сразу же попадает в таинственный мир древнейшей настольной игры на планете, его неповторимую ауру – здесь и гигантские шахматные фигуры, причудливо расставленные по углам фойе, и шахматные столы и даже номерки в гардеробе, протекстуренные шахматным рисунком поверхности. Однако, главное таинство произойдёт там – за порогом зрительного зала, на сцене, где твориться магия музыкального театра.

Едва попав в зал, зрительский взор моментально цепляет новаторское и достаточно революционное техническое решение сцены – она разграничена на три этажа, которые полностью закрываются двумя полупрозрачными мультимедийными экранами-занавесами, которые находятся в постоянном движении, и на которые периодически проецируются антуражные видеоиллюстрации. Верхний этаж занимает оркестр, позади которого, тоже расположены экраны, а второй этаж – это логическое продолжение сцены.

Мюзикл «Шахматы» создали три мушкетера классической популярной музыки, три выдающихся автора: сэром Тимом Райсом – драматургом, обладателем премий «Оскар», «Тони», «Эмми» и «Грэмми», подарившем миру мюзиклы «Иисус Христос – суперзвезда», «Эвита» и «Король Лев», и композиторами Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом – композиторами, чьи имена увековечены в зале мировой славы популярной музыки, авторами песен и участниками знаменитой группы ABBA, создателями мюзикла Mamma Mia.

В 1973 году, когда сэр Тим Райс прибыл на премьеру своей рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», в Рейкьявике, в Исландии проходил «матч века» за звание чемпиона мира по шахматам между Борисом Спасским (СССР) и Бобби Фишером (США). На этом фоне Райс задумывает произведение о борьбе Востока и Запада, а метафорой политических баталий решает сделать шахматную партию. В 1981 году в Мерано проходит матч Анатолия Карпова (СССР) с бывшим соотечественником Виктором Корчным (Швейцария). Все четыре гроссмейстера стали прототипами персонажей шахмат, Анатолия и Фредди. Тим Райс лично присутствует на играх в Мерано две недели, впечатления от церемонии открытия послужат материалом для первого номера шахмат, а главный герой получит имя чемпиона мира Карпова. От бродвейского продюсера Ричарда Воса, Тим Райс узнаёт, что создатели группы ABBA хотели попробовать свои силы в музыкальном театре и отправляется в Швецию. Остальное уже история.

Андерcсон и Ульвеус не стали категорически отходить от своих музыкальных корней – мелодические гармонии ABBA вполне комфортно и безболезненно перекочевали в музыкальную палитру шахмат. Тем не менее, вкупе с эмоциональным и остросоциальным либретто Райса, перед зрителем разворачивается настоящая непредсказуемая драма о противостоянии незаурядных личностей, нравственном выборе. Это качество приближает шахматы в большей степени к «Метрополитен-опера», нежели концепциям традиционных мюзиклов. Всё это щедро иллюстрируется самой музыкой и блистательным актёрским составом. Анастасия Стоцкая, за которой, что характерно, стоит большой опыт, как актрисы музыкального театра, так и сольной вокалистки, неотразима в роли Флоренс – холодной как лёд секундантки Фредди, эдакой «Маргарет Тэтчер» шахматного мира. Стоцкая тонко показывает свой персонаж в развитии, от железной леди, до преследуемой призраками прошлого, влюблённой женщины. Центральное же место в композиции шахмат занимает дуэт Кирилла Гордеева и Александра Казьмина, советского и американского гроссмейстеров соответственно. Столкновение персонажа Гордеева, разрываемого противоречиями, моральным и любовным выбором, и Фредди Трампера, который как натянутая струна, как бутылка шампанского, являет собой метафору столкновения двух непримиримых держав, двух систем и мировоззрений. Нельзя не упомянуть трогательную Анну Гученкову, исполнительницу роли Светланы, жены Анатолия. По её словам, «огромное счастье и удовольствие исполнять эту музыку, слушать её и раскрывать каждый раз по-новому!»

Между академической и современной популярной музыкой нет строгой границы, и, как говорил Леонард Бернстайн, музыка делится только на хорошую и плохую, и как поёт Анатолий в шахматах, – «нет границы у неё иной». Это и показывают шахматы – эффектная постановка, соединяющая прекрасную музыку, бунтарский дух и магию шахматных фигур.

текст: Карен Чарчян.