«Семейка Фани» — современный спектакль, мастерски поставленный режиссёром Алексеем Ожогиным по пьесе Даниэля Агрона «Дворик». Даниэль Агрон имеет свой особенный авторский взгляд. Он родился и вырос в Баку, учился в России. Позже эмигрировал в Израиль и прожил там более пятнадцати лет. Сейчас он уже пять лет живёт в России. Его эстетика вращается вокруг восприятия постсоветским человеком западной действительности, его непонимания материалистической направленности запада. И, несмотря на то, что «Дворик» является произведением остро комедийным, в нём отразилась вся невесёлая философская концепция автора, его взгляд на современную, в том числе политическую и социальную, картину современного мира. В сатирической пьесе «Дворик», Агрон незримо обозначает направленность взгляда развития Израиля в сторону американизации, постепенную потерю им связей с собственной самобытной культурой. Все высказывания персонажей выдают тоску по советскому прошлому, по радостным Одесским денькам, наполненным эмоциональным общением с семьёй и соседями, шумными застольями — всеми прелестями непринуждённой южной жизни.

Даниэль Агрон, как мне кажется, является некоей «новой волной» российской драматургии и несомненно ведёт к чему-то неизведанному зрителей театров. Пьеса «Дворик» заявлена автором, как комедия-застолье. Постановка Ожогина получилась очень естественной, живой, он попытался максимально передать самобытность израильской глубинки. Сама пьеса очень многомерна: с одной стороны — очень весёлая, заводная; с другой, в противоположность — печальная, философская; с третьей — имеет множество авторских юмористических отсылок к современным культурным, политическим и бытовым реалиям, хотя некоторые шутки, прописанные в адаптации пьесы немного отличаются от шуток в произведении Агрона.

В спектакле задействованы: народный артист России Владимир Стеклов, заслуженный артист России Владимир Долинский, Артур Диланян, заслуженная артистка России Людмила Татарова-Джигурда, экс-солист музыкальной поп-группы Hi-Fi Митя Фомин, Руслан Банковский, и Ольга Хохлова в роли Фани. Такой звёздный актёрский состав приумножил и без того яркое сатирическое произведение писателя.

Центральным персонажем в спектакле выступает эксцентричная и находчивая еврейская женщина средних лет — Фаня. Само название спектакля – «Семейка Фани» –  концентрирует зрителя, на кого именно должен быть направлен его пристальный взгляд.  Роль Фани Ольге Хохловой очень удалась, она в этом амплуа более чем обворожительна. Героиня Ольги на сцене и читает стихи, и играет на баяне, и поёт… Лично для меня, после просмотра спектакля и последующего прочтения пьесы, просто уже невозможно представить другую Фаню. Настолько образ, созданный этой актрисой, врезается в память.

Надо сказать, что Ольга появляется на сцене по сценарию далеко не сразу. Зрителю предоставляется возможность пофантазировать на тему ключевого персонажа спектакля: Кто она? Как выглядит? Как себя ведёт? А сразу на сцене появляется Владимир Стеклов. Его роль и комична, и трагична одновременно. Он выступает в каждой сцене как здравое резюмирующее звено среди общего сумбура, творящегося перед зрителем. Соломон — Стеклов словно озвучивает на сцене мысли автора.

Фима, персонаж Владимира Долинского, выступает антиподом Соломона. Истории дедушки Фимы, словно острая приправа, могут даже вызвать слёзы смеха своей обескураживающей пикантностью. И, надо сказать, Долинский справился на отлично с ролью доброго, наивного дедушки, который совсем чуточку не в себе. Ему этот образ очень подошёл. Очень интересна «придумка» режиссёра Ожогина с музыкальными интермедиями Мити Фомина. За счёт них спектакль смотрится ещё более красочным и весёлым, с лёгким эффект мюзикла.

Персонаж Рафика, которого очень харизматично сыграл Артур Диланян, весьма интересен по своему содержанию. Осмелюсь предположить, что Рафик — это своеобразный аватар писателя в своём собственном произведении. Словно ведомый ностальгией, посредством этого персонажа он совершает экскурс в своё израильское прошлое.

Антрепризный спектакль «Семейка Фани» имеет характер камерного повествования: действие происходит в одном помещении, декорации незамысловаты, истории стары как мир… Но так уж случилось, что внутри пространства сцены, Алексею Ожогину удалось добиться атмосферы очаровательной непринуждённости, лёгкости и простоты. Получился этакий стиль «а у нас в Одессе». И, не смотря на всю эту народную простоту, спектакль вышел по-своему элегантным.

«Семейка Фани» будет интересна людям всех возрастов, но по своей тематике несомненно больше понравится старшему поколению. Оптимистическое настроение пьесы никого не оставит равнодушным, а игривая атмосфера постановки гарантирует только положительные эмоции!

текст: Ксения Бординова, фото: Елена Локтева.