
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Без вины виноватые» по пьесе А. Н. Островского. Сюжет этого классического произведения зрителям хорошо знаком: известная актриса Елена Кручинина (Любовь Ивановна Отрадина) приезжает с гастролями в провинциальный город, где много лет назад пережила предательство возлюбленного, потерю сына. Эта утрата становится для неё огромной трагедией. В этом городке она встречается с людьми своего прошлого. И – находит своего сына.
Собираясь на постановки классических произведений, всегда есть опасения, что режиссёр покажет вольную трактовку знакомого всем сюжета. Такова тенденция последних десятилетий. С одной стороны, это оправданно, поскольку в многослойности великих произведений творческий человек всегда может найти свою тему и развить её, следуя своему видению. С другой стороны, режиссёр рискует утонуть в экспериментальных решениях, а зрительному залу придётся разбираться, что бы это значило.
Приглашенному режиссёру Веронике Вигг удалось бережно следовать сюжету и сохранить характеры, судьбы героев, при этом щедро обогатить постановку новыми идеями и находками. Так что по ходу действия зрителю явно приходится додумывать, почему на сцене, например, то и дело появляется мальчик во фраке? Надо полагать, образ потерянного сына. Почему в руках Кручининой время от времени возникает микрофон? Ждёшь каких-то откровений и акцентов. Взгляд приковывает нескончаемая цепочка бокалов с красным вином, расставленных вдоль трёх стен, как солдаты в строю. Актёрам во время двух актов спектакля было что опустошать. А главная загадка сценографии – как интерпретировать сплошной ряд зеркал в толстых рамах, развешанных по периметру сцены?
«Это некое таинственное зазеркалье, магическое чрево театра, которое и манит, и мучает, и спасает, и ломает судьбы тех, кто посвятил ему свою жизнь», – так разъяснил замысел спектакля художник спектакля Николай Слободяник.
«Без вины виноватые» Вероники Вигг – это, прежде всего, история о людях театра, об актёрах. Пожалуй, это первый спектакль в Губернском театре, где мы чуть-чуть приоткроем зрителям занавес, позволив заглянуть в закулисье и увидеть, из чего состоит актёрская жизнь», – так видит идею постановки художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков.
Главную героиню – Елену Ивановну Кручинину – играет Ирина Безрукова. Это её первая театральная премьера после 10-летнего перерыва.
«Я не сразу решилась принять предложение сыграть роль Кручининой. Мне казалось, что героиня – это вообще другой психотип. И, зная произведение, не была уверена, что психологически справлюсь. Но режиссёр Вероника Вигг – совершенно фантастическая, абсолютно «мой» режиссёр. Не скрою, были моменты, когда мы проходили непростые для меня триггерные точки, когда хотелось просто сбежать, потому что непросто рассказывать историю, в которой есть пересечения с твоей личной жизнью», – признавалась Ирина.
Для режиссёра Вероники Вигг эта постановка стала третьей работой по драматургии Островского: ранее она ставила «Таланты и поклонники» и «Грозу». Теперь – «Вез вины виноватые». Пьеса на все времена. В этом убедитесь сами, посмотрев спектакль. А посмотреть его стоит, потому что он невероятно современен, потому что он про людей, про человеческие отношения, про невероятные страсти. А ещё про то, что артисты – вовсе не небожители, как думают многие, а самые обыкновенные люди, и относиться к ним нужно бережно.
Наталья Леонидова, фото: пресс-служба МГТ