
Вы летали когда-нибудь на облаке из сладкой ваты? А видели мир вверх ногами? Вам аплодировали стоя тысячи зрителей под крики «Браво!»? И выпадало ли вам счастье держать в руках личную статуэтку великого клоуна Олега Попова?
Это всё не фантастика, а самая настоящая явь, которую, кроме, как чудом, не назовёшь. И происходят эти чудеса не где-нибудь, а на третьем международном фестивале инклюзивного циркового искусства «Обыкновенное чудо необыкновенных детей», девиз которого – Цирк открыт для всех без ограничений и стереотипов.
Чудеса творят люди
На что это похоже? Ни на что не похоже! Однажды директор сочинского цирка Наталья Шульга пришла к генеральному директору ФКП «Росгосцирк» Сергею Белякову с предложением организовать инклюзивный фестиваль (инклюзия – процесс включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь). Сергей Григорьевич первоначально не поверил в такую возможность. Казалось невероятным, что особенные дети (особята – так ласково их называют в цирке), в состоянии осилить цирковые жанры. И потом – данный фестиваль предполагает массовость, как тут быть? Но по размышлении предложение Натальи Николаевны принял. Интуиция подсказывала – что-то из этого может получиться.
Но ни Шульга, ни Беляков на первых этапах представить не могли, что фестиваль инклюзивного циркового искусства приобретёт такой масштаб и столь невероятную популярность. Надо быть провидцем, чтобы угадать, как в разных концах страны особенные дети не только и не просто мечтают, но и записываются в цирковые студии, чтобы осуществить свои мечты. И вдруг (о, чудо!) появляются люди, которые предлагают им объединиться и показать своё мастерство на профессиональном манеже, в данном случае – сочинского цирка! Вообще слова «чудо» и «волшебство» звучат на этом фестивале постоянно, являясь здесь определяющими. Разве не чудо, что дети, казалось бы, с ограниченными возможностями, показывают и доказывают, что их возможности на самом деле безграничны. Что они, как профессиональные артисты, могут парить под куполом цирка, выполнять акробатические номера на дорожке и трюки на катушках, участвовать в групповом эквилибре, жонглировать и даже дрессировать животных! Они могут многое, если в них верить!
Мёд на сердце и услада для глаз
150 ребят из разных уголков страны приехали в сочинский цирк на фестиваль не просто показать своё мастерство, но и поучаствовать в конкурсе. Год от года фестиваль «Обыкновенное чудо необыкновенных детей» набирает обороты. Если два предыдущих являли собой гала-представление, то в этом году уже был настоящий спектакль, режиссурой которого занимались заслуженная артистка РФ, главный режиссёр Росгосцирка Елена Петрикова и директор Нижнетагильского цирка Руслан Марчевский. Это они своим чутким сердцем, профессионализмом и мастерством объединили разрозненные номера в единое целое, и повели ребят, словно за руку, в мир настоящего искусства, которое исцеляет, вдохновляет и заряжает на новые цирковые подвиги. Елена Петрикова призналась, что, как режиссёр, на этом фестивале работает впервые, и он для неё – как «мёд на сердце и услада для глаз».
Инклюзивность, как культурная норма
«Когда дети мечтают, рождается волшебство. Когда они выходят на манеж, мечты становятся явью. Этот фестиваль не про ограничения, а про возможности человека, про вдохновение, которое даёт цирковое искусство. И, конечно, про инклюзивность, как новую культурную норму», – сказала на пресс-конференции начальник департамента по связям с общественностью, маркетингу и спецпроектам ФКП «Росгосцирк» Татьяна Соломина, и тем самым сразу обозначила важную проблему.
Именно здесь, в Сочинском цирке, появился новый термин, новое направление – циркотерапия. Опять же благодаря директору Наталье Шульге, открывшей при сочинском цирке студию для особенных детей. Начиналась она с трёх ребят, сегодня их 300! И все они охвачены этим новым движением. Непосвящённые интересуются – что в первую очередь означает циркотерапия? Что это – какая-то особая атмосфера, являющаяся лечащим элементом, цирковая дружба или эмоции? А, может быть, всё вместе взятое? Как заметил Сергей Беляков, даже доктора медицинских наук не берутся объяснить этот феномен. Но то, что он работает, это однозначно.
«Эмоции не проходят бесследно, – убежденно говорит Сергей Григорьевич, – Это мы, взрослые, ко многому подходим осознанно, а у особенных детей это происходит неосознанно, они живут эмоцией. И таким образом происходит некая компенсация: вместо одних отсутствующих возможностей развиваются другие».
Я вырос, но мечтать не перестал
Словом, в сочинском цирке теперь появилась должность циркотерапевта, который к своим обязанностям подходит суперсерьёзно. Например, участник фестиваля Артём Андрющенко, выступающий на манеже в качестве дрессировщика лошади, пришёл в цирковую студию для особенных деток с неподвижной правой рукой и ногой после перенесённого инсульта.
«Когда к нам пришёл Артём, и мы дошли до того, что нужно сделать колесо, он забоялся, мол, у меня правая рука не работает. Я ему говорю: «Зато у тебя левая работает, делай упор на неё». И у него всё получилось! Да, в нашу студию приходит много детей с ментальными отклонениями, но после 4-5 месяцев занятий даже самые агрессивные из них успокаиваются. Кроме того, что учу их цирковому ремеслу, я с ними общаюсь, незаметно воспитываю. Они этого не понимают, но охотно откликаются, потому что чувствуют, что в основе нашего общения лежит доброе начало», – вспоминает цирковой артист, педагог Евгений Ковалюк.
Дети – проводники в мир чуда
Направление циркотерапии, родившееся в этих стенах, теперь получает широкое применение. В школе для особенных детей под названием «Ризориус» теперь будет преподавать и Вера Мещанова, профессиональная дрессировщица, всю жизнь проработавшая в цирке с лошадьми. Вера рассказывает, что её часто спрашивают – могут ли дети дрессировать маленьких животных, тех же собачек? И привела в пример домашних животных, которых дети пытаются обучать различным командам.
«Понятно, что они это делают не профессионально, а так, как они это видят, как душа подсказывает, – говорит она. И нередко у них получается даже больше и лучше, чем у взрослых».
Хочется отметить, что многие цирковые профессиональные артисты могут работать свои номера годами, а здешние участники практически за год осваивают новые жанры, делают новые постановки. А ведь для артиста непросто меняться кардинально, для особенных детей – вдвойне. Но они это делают в своих студиях, и цирковое искусство, таким образом, становится двигателем для творческого развития детей. Это и есть ещё одно чудо. Собственно, создание и проведение фестиваля «Обыкновенное чудо необыкновенных детей» уже само по себе явление феноменальное. С одной стороны – это конкурс, с другой – объединение. Ты видишь, как ребята-артисты, ещё вчера незнакомые друг с другом, начинают общаться, дружить, поддерживать отношения. Для особенных детей, ограниченных в коммуникациях, это просто необходимо. Они обретают на фестивале друзей, мир раздвигает для них границы, и они начинают верить в то, что могут многое и даже больше того, что заложила в них природа. Искусство действительно способно творить чудеса, тем более цирковое, где самые смелые мечты становятся явью.
«И мы рады, что сопричастны к этому чуду», – сказал в завершение праздника генеральный директор ФКП «Росгосцирк» Сергей Беляков, признавшийся, что среди всех цирковых фестивалей этот для него самый важный и самый трогательный.
Наталья Анохина, фото: Сергей Конкин